ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ "МАКОВЦА"

Н.М.Чернышев
Из дневников. (Публикация П.Н. Чернышовой) Весной 1921г. организуется инициативная группа художников и литераторов: В.Чекрыгин, Н.Чернышев, (см. «письмо Чекрыгина от 21 июня. Позже Жегин, С.Герасимов, А. Рвшвтов,Тришатов, позже ? Рудин, Шиллинг) при согласовании с A.M.Чернышевым. Путем договоренности с близкими по своим исканиям художниками и поэтами наметился Союз художников и поэтов.
Центром этой организация стал А.М.Чернышев (издававший до Октября молодежный журнал "Млечный путь"), взявший на себя издатель¬ство нового журнала "Маковец". 1-й номер Маковца вышел в январе 1922г. В декабре 1921 г*, в связи с формированием "Союза художников и поэтов" из московского "Мира искусств", возглавлявшегося Машковым, выходит группа художников: Чернышев, С.Герасимов, Жегин, Чекрыгин, Пестель, Н.М. Григорьев, Романович, Родионов, Машкевич (последние два состояли там экспонентами). Это совпало с избранием в председатели "Мира искусств" А.В.Лентулова* Название журнала "Маковец" принадлежит СМ. Романовичу. Были предло¬жены и другие названия: «Серафим|»?Романовичем и «Музей» и «Сыны» ? Чекрыгиным. Декларацию «Маковца» ? Наш пролог ? подписали 21 человек, из них 13 худож¬ников.
Первая выставка Союза художников и поэтов "Искусство-жизнь" открылась 30 апреля 1922 г. в музее Изящных Искусств» Название «Искусство-жизнь» принято, по предложению Шевченко, не единогласно.
Фонвизеным и Зефировым предлагалось название "Ковчег", Чекрыгиным «Сын».
В июле того же 1922 г. вышел №2 журнала "Маковец", оказавшийся посмертным для Чекрыгина (внезапная смерть его 3 июня 1922 г.) 1-я выставка вызвала надлом и тяжелые пертрубации у многих. Полоса засилья натурализма ? осень 1922 г. С этого же времени начинается его преодоление. Конец 1923г. ? кризис с выходом из общества Шевченко, который был первым председателем.* 20 января 1924г. открылась 2-я выставка с двойным названием «Маковец»-Искусство-жизнь, в музее Изящных искусств, Выставка прошла с триумфом, речами, даже иностранцев, Продано всего 48 вещей, из них доктору Ланнунгу (в Данию) - 28 вещей. Посетителей было 2200 чел., из них 717 платных.
Из незнакомых мне, но известных по Училищу живописи, ваяния и зодччества ? Романович, которого привел Машкевич (второй наш территориальный центр на Мясницкой), он же ? и Завьялова. А Романович привел Н.Х.Максимова и юного Рындина.
Близкий по ВХУТЕМАСУ примкнул к нам Истомин. Жегин привлек Пестель. Ленинградец Бруни пришел уже ко 2-й выставке.* После второй нашей выставки при случайной встрече со мной на Волхонке, высказал желание выставляться е нами Н.П.Крымов. Ему все были рады и все же по всем правилам голосовали.
С. И. Иванов был горячо рекомендован С. Герасимовым как его однокаш¬ник по Строгановке. Не помню, как пришел к нам Синезубов?
А Барт, находившийся после войны в Париже, был известен всем по ранним левым выставкам и исполненная им марка издательства «Млечный путь» и Титул украшали журнал «Маковец». Не прочь был к нам примкнуть и П. Кузнецов, но ставил условием принять и Бебутову, что не прошло. Родионов, приехав из Прислони, предлагал по двум привезенным рисун¬кам принять Пластова, но этого оказалось мало. Даже письменная рекомендация Флоренского, рекомендовавшего двух художников в члены Маковца, не была уважена общим собранием, хотя Симонович была позже принята в экспоненты.
Для первой выставки «Искусство-жизнь» нам был предоставлен огромный рембрандтовский зал с отдельным выходом, на лестнице этого вестибюля после первой выставки и засняты художники «Маковца». Помню, как мы, открыв зал, в день Вернисажа с ужасом увидали лежащими на полу развешенные накануне Чекрыгиным, около двухсот рисунков. сплошь опоясовывавших по двум стенам весь зал (прикленных слабым клеем). Надо представить его волнение, горячее участие товарищей: «успеть развесить к назначенному открытию, до которого оставались считанные минуты. Народ ломился на выставку, возникали жаркие споры, переходившие в стычки. Было много искусствоведов (непременно из них тупоголовые), были и покупатели. Так, например, с третьей выставки коллекционер из Дании доктор Ланнунг приобрел почти у каждого автора по работе, а у некоторых и по две. Мне лично пришлось быть в посольстве, чтобы оформить покупку. Были и рецензии в газетах и журналах, и заметки корреспондентов об открытии выставки. После вернисажа собирались большой компанией, с гостями,* иные с женами, в пивной, на углу Волхонки-Ленивки, где велись обсуждения вернисажа и впечатлений от выставки. Чтобы ближе понять друг друга, в 1923 г. мы устраивали ежемесячные собрания на Сущевской в студии Григорьева по воскресеньям (когда ого ученики не работали). Каждый из членов Маковца должен был показать какую-либо из своих новых работ. Эти работы без стеснения подвергались иногда жестокой критике. После просмотра своих, допускали и ожидавших незваных художников. Помню торжественное открытие собрания Маковца (7 марта 1923г.)
в просторной комнате у Рындина с гостями: П.Кузнецов, Бебутова, К.С.Кравченко. Все обменивались впечатлениями о текущих работах, новых изданиях, о музыке и пр. Помню позже выступившего Бруни ? на полированном золоченом фоне, в духе восточных миниатюр. Помню Федорченко и др.
Рассказывать о "Маковце" довольно сложно.Нужно разобраться в целом ряде причин,связанных с деятельностью группы молодых художни¬ков и поэтов начала 20-х годов-paзличных направлений, объединившихся для подписания своего кредо - "Пролога"• Надо иметь в виду,что одновременно был "Маковец" журнал искусств и был "Маковеци-выставка картин, И в тот и в другой входили те же художники. Поэтому досконально разделить их довольно трудно. В данном случае пойдет речь о "Маковце" как обществе художников.*
Большинспо художников, вошедших в "Маковец* давно знали друг друга. Знакомство завязывалось в различных местах и в разное время:* Начать с Московского училища живописи.ваяния и зодчества(МУЖВЗ),в дооктябрьском Петербурге,на разных выставках Москвы и Ленинграда.После Октября-в школе Военной Маскиров¬ки,в мастерской Печатного дела, организованной на базе Сытинской школы при 1-й образцовой типографии (по составу входивших в нее преподавателей, называвшейся малым ВХУТЕМАСОМ хх/.И,наконец,в стенах самого ВХУТЕМАСА. Двадцатые годы- это было время бурного формирования групп художников и даже одиночек, выступавших со своими декларациями к манифестами*. ' »
Почти всем нам, чтобы войти в "Маковец" нужно было всей группой выйти из "мира искусств", основанного И.И.Машковым, в котором некоторые из приглашенных, не успели даже выставиться /см.каталог "Мир искусств 1921 Г./.
Итак, весной 1922 г.одновременно возникли и Союз Художников и поэтов "Искусство жизнь" /под ЭТИМ заголовком и была устроена Первая выстав¬ка в мае месяце и вышел № 1 журнал искусств "Маковец" /май-1922Г*(опубликовавший "Пролог"). С тех пор прошло более 40 лет. Когда я издали вспоминаю, что же объединяло Маковчан? Я сам удив¬ляюсь! Как такие различные, полные молодого задора художники могли подписаться под единой декларацией –«Прологом»*. Мне начинает казаться, что такая горячность, такая жадность объединения основана была не на близости, а скорее на контрастности.
Примеры: Чекрыгин и Герасимов
Фонвизен и Бруни
Зефиров и Шевченко и т.д.
Несомненно также по общему уровню художника, по преданности его
искусству, по независимости и неподчиненности его,как личности.
Центром притяжения,возможно, был и журнал "Маковец11 /издатель мой брат A.M.Чернышев,прежде издатель "Млечного пути"/. Непосредственными организаторами нашего "Пролога" были: юный Чекрыгин /я называю его горящим факелом/,со своим неразлучным другом Жегиным. Опирающийся на издательство, как зав.худ.отд.журнала-я, со своим другом С.Герасимовым и Родионовым. Близкий к последним-Шевченко. Знакомый по школе военной маски¬ровки молодой теоретик Кадлубиский. Еще до Октября со мной друживший Фонвизен, неразлучный в то время с Зефировым. х/хотя первая выставка называлась «Искусство-жизнь».
хх/Ее посещал нарком Луначарский и в ней /приватно/обучался литографииН.Н.Куприянов ххх/0н(Чекрыгин-прим. ред.) так торопил оформление нашей группы как будто предчувствовал свою судьбу.
Стр.3 Из дневников Н.М.Ч.

(Публикация П.Н. Чернышевой)


О Чернышеве


Из воспоминаний о Н.М.Чернышеве - Н.Н.ПОМЕРАНЦЕВ


СЛОВО О ЧЕРНЫШЕВЕ - Е.ЗВЕРЬКОВ - Г.КУШНЕРОВСКАЯ


ПОЛВЕКА ДРУЖБЫ Памяти Н. М. Чернышева - Н.М.РУДИН


ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ Н. М. ЧЕРНЫШЕВА